Выдерживают ли тонармы Transrotor конкуренцию
Источник фото: https://stereo-magazine.com
C 2020 года Transrotor самостоятельно разрабатывает и производит тонармы. В этом обзоре мы сравним обновленную версию самого первого выпущенного компанией тонарма — TRA9 — с тонармом TR5009 от SME, который до этого прилагался к проигрывателям Transrotor.
TRA9 доступен в четырех отделках: матовый черный, хромированный, позолоченный, рутениевый (рутений — благородный металл, относится к платиновой группе). Матовый черный представляет собой версию базового уровня и является самым дешевым вариантом из перечисленных. Тем не менее даже он выглядит поразительно. Первое, что обращает на себя внимание, это практически безрезонансная двухсекционная трубка из различных алюминиевых сплавов. Не менее важен и стабильный раструб подшипника, выточенный из цельного блока. Раструб установлен на раме с карданным подвесом, которая движется в трех высокоточных стальных и керамических шарикоподшипниках. Подшипники вращаются очень медленно и постоянно меняют направление. Чтобы горизонтальные подшипники не перекосились, Transrotor использует чрезвычайно плоские стопорные гайки. В основании тонарма находится пятиштырьковый разъем для 1,3-метрового фонокорректора, оснащенного входами RCA или XLR на выбор.
Пользоваться TRA9 истинное удовольствие. От благородных поверхностей до мягко вращающихся колес и свободных, чрезвычайно плавно вращающихся подшипников, — все сделано на высшем уровне и изготовлено так мастерски, что кажется, будто Transrotor всегда специализировался на тонармах.
Ну а как насчет звука? Авторы обзора решили сравнить TRA9 с тонармом TR5009, а в качестве источника выбрали эталонный проигрыватель Transrotor Rondino Nero. Проверенный и точно отрегулированный TR5009 был расположен с правой стороны. Вторую базу занимал тщательно установленный TRA9. Оба тонарма были оборудованы звукоснимателями Transrotor Figaro MC, звучащими практически идентично. Чтобы избежать различий из-за фоно-кабелей, эксперты использовали одни и те же кабели для обоих тонармов, подключая их по очереди.
Тест
Прослушивание начали с основанной на мощном басе песни Her Town Too Джеймса Тейлора, которая при использовании TR5009 звучала привычным образом чисто и внушительно. После пришел черед TRA9 и внезапно, вместо того чтобы покорно занимать второе место, тонарм Transrotor уверенно догнал конкурента, и едва ли не превзошел его. Он продемонстрировал немного более широкий охват НЧ-диапазона, чуть четче и отчетливее воспроизвел музыку и более членораздельно отделял от нее фоновые голоса. TR5009 обогнал его в лучшем случае дикцией, которая была несколько насыщеннее, благодаря чему звук казался уютнее.
Впоследствии выяснилось, что TRA9 часто удается воспроизводить песни более объемно и прозрачно. Это ясно слышалось, например, в стремительном начале концерта Дайаны Кролл в парижской «Олимпии». С тонармом TRA9 показалось, что концертный зал стал еще шире, выше и глубже, стало чувствоваться больше тонкой реверберации, которую предлагает живая запись, что сделало звук разветвленным и открытым. То же самое произошло и при прослушивании иногда массивной, иногда тонкой оркестровой сюиты Чедуика. Новый тонарм показал себя более утонченным, а конкурентная модель от SME – более сбалансированной. Это можно считать сенсационным достижением для TRA9, а также подтверждением успеха сложного и длительного процесса его разработки.
Вердикт
Тем, кто пользуется TR5009 или даже SME SeriesV, нет смысла переходить на TRA9. Однако если вы собираетесь приобрести новый проигрыватель Transrotor, смело заказывайте его с тонармом TRA9, ведь он получился не просто хорошим, а первоклассным!
Разработка первого тонарма Transrotor заняла около 18 месяцев, потребовала бесчисленного количества тестов и 3D-моделей. Стандарт был установлен очень высокий, но усилия того стоили. TRA9 легко конкурирует с амбициозными соперниками и впечатляет безупречным качеством изготовления и точным, дифференцированным воспроизведением.
Оригинал статьи на английском языке читайте на сайте stereo-magazine.com.
ГК DIGIS является официальным дистрибьютором продукции Transrotor на территории России.