Роль света и цвета: советы Stewart по совершенствованию Домашнего Кинотеатра

19 Октября, 2012
8873
Мы много говорили о проекторах для Домашнего Кинотеатра — насколько они должны быть яркими и контрастными, но проектор по сути всего лишь источник света. Есть немало других важных факторов, прямо влияющих на качество картинки — экран, освещение и характеристики комнаты. Ниже мы приводим базовое руководство о роли света и выборе решений для кинозала.
Роль света и цвета: советы Stewart по совершенствованию Домашнего Кинотеатра

Мы много говорили о проекторах для Домашнего Кинотеатра — насколько они должны быть яркими и контрастными, но проектор по сути всего лишь источник света. Есть немало других важных факторов, прямо влияющих на качество картинки — экран, освещение и характеристики комнаты. Ниже мы приводим базовое руководство о роли света и выборе решений для кинозала.

Выбор экрана

Экранный материал, который Вы выбираете для проекции, играет большую роль в качестве картинки, но выбор правильного экрана не так прост. Нет универсального экрана для всех ситуаций. Правда в том, что каждый экран в оптическом смысле ведет себя по-своему, так что отнеситесь серьезно к анализу особенностей комнаты и ясно представьте — что Вы хотите получить от выбранного экрана.

Eric Haas, технический специалист Current Concept рекомендует выбирать экран, что называется, по обстоятельствам, но исходить из основных параметров: «Мы берем в расчет усиление экрана, световой поток проектора и освещенность комнаты».

Для хорошо освещенных комнат он предлагает экраны с хорошей светоотражающей поверхностью (т.н. угловое рассеяние), которые могут работать очень хорошо, но бывают случаи, когда даже такой выбор не решает все проблемы. Такие экраны разработаны, чтобы возвращать свет по специальной угловой диаграмме, принимая падающий свет по направлению от проектора. В одном из домов он нашел, что свет от окна в задней части комнаты дает паразитную засветку экрана под «правильным» углом — как будто он исходит от проектора, а свет от других объектов проблемы не создает.

Не существует лучших и универсальных экранов одновременно — совершенных для всех ситуаций, но некоторые базовые принципы все-таки помогут Вам выбрать оптимально наилучший, работающий хорошо большую часть времени и конкретно в Вашей комнате. «Мы разработали принципы создания лучших экранов для каждого приложения», — рассказывает Dave McFarland из Stewart Filmscreen. Правильный экран является решением сложного уравнения, где параметры — характеристики комнаты, проектор и Ваши ожидания (и бюджет, разумеется). Однако, упрощая жизнь пользователям, Stewart недавно начал выпуск фирменных экранов под брендом CIMA, которые основаны на двух типах полотен: Neve — белый материал с широким углом обзора для затемненных комнат, и Tiburon — серое полотно, усиливающее уровень черного цвета для хорошо освещенных комнат.

David Rogers из Elite Screens согласен, что экраны, избранно рассеивающие свет, могут работать очень хорошо в «засоренных светом» комнатах, так как отражающий слой только возвращает в нужном направлении свет, пришедший напрямую от проектора. Обратная сторона медали – узкий угол обзора.

Иногда, говорит Haas, экраны с очень высоким коэффициентом усиления являются неплохим решением при высокой освещенности, но не все такие экраны хороши в условиях, где много отраженного света, и для воспроизведения высококонтрастного изображения. Эти экраны могут помочь недорогим проекторам, работая в паре с «диммерами».

Stewart советует пользователям внимательно изучить проекционное отношение объектива при выборе экрана, так как этот параметр сильно влияет на всю инсталляцию и порой разительно изменяет восприятие. Компания рекомендует критерий: коэффициент усиления никогда не должен превышать проекционное отношение.

Harry Blanchard из Hi Fi House, рекомендуя экран, в первую очередь исследует форму и размеры помещения. Широкая комната, говорит он, требует экрана с широким же углом обзора. Некоторые экраны концентрируют рассеянный свет в узком угле и фронтально от экрана, а другие — распределяют поток широко. Просматривая спецификации экрана, зафиксируйте число — половину коэффициента усиления. Чем оно больше, тем больше угол обзора, при котором яркость падает вдвое. Форма Вашей комнаты и место, где вы сидите, могут определить наилучший тип экрана для Вашей комнаты. Экраны в элитных ДК, как правило, большие — нередко размером почти во всю стену, но это не означает, что большинство остальных ДК такие же (принцип верен и для панелей). Но особенность больших экранов, в отличие от больших ТВ, в том, что некоторые экраны с высоким коэффициентом усиления могут концентрировать рассеянный поток света в очень узком угла.

Blanchard замечает, что по опыту и в большинстве случаев он вернулся к проверенному экрану Stewart Studiotek 130 (матовое белое полотно, коэффициент усиления 1.3), но когда внешнее освещение значительно, он предпочитает высококонтрастные экраны с избирательной угловой диаграммой рассеяния.

Воспринимая отраженный экраном свет, важно понимать, что большинство экранов рассеивают свет избирательно. Например, материал Black Diamond, говорит специалист SI по продажам Blake Vackar, - полотно, обладающее выраженными диаграммами рассеивания и по вертикали, и по горизонтали. Это значит, что свет от окна и от белого потолка можно исключить из общей картины рассеивания на 75%. Курьез в том, что этот экран имеет разительно узкий угол обзора - 45º при половинном ослаблении яркости, так что это решение – для особого ДК, где зрители сидят, сгруппировавшись в «райской» VIP зоне просмотра.

Vackar также отмечает, что широкий угол обзора важен для «медиа-комнат», особенно для видеоигр, так как геймеры любят движение. Экраны же Black Diamond с «нулевой» рамкой лучше подходят для многоцелевых комнат.

Другая возможность победить агрессивное внешнее освещение – использовать двухпроекторные системы, подобные Elite Screen’s AirFlex5D, где проекторы устанавливаются в стек, а синхронизируются с помощью специального AV-процессора. Такие системы удваивают свет одного проектора, но цена решения порой демократичнее, чем затраты на ультра-яркий проектор.

Draper рекомендует специальную утилиту по подбору экрана – большинство других производителей имеют аналогичные конфигураторы, и Вы можете в какой-то степени положиться на них, но помощь опытного дилера всегда предпочтительнее.

Цвет стен

Не зря в коммерческих кинотеатрах стены темные – экран, и только он, должен быть объектом внимания. Но неважно, насколько Вы требовательный зритель, вряд ли Вам по душе сходство собственного жилища с общественным помещением. «Вы всегда будете в поисках компромисса, проектируя свой ДК», - говорит Haas.

Поговорим сначала о блеске. Полуглянцевые покрытия легко чистить, но они коварны – отражают свет проектора, делая комнату светлее, и даже старательно отражают рассеянный свет от экрана. Haas предпочитает однородную матовую краску темно-серых тонов, фактура «яичной скорлупы» тоже приемлема. Все, что блестит больше яичной скорлупы – проблема, даже при сдержанных цветах.

Blanchard убежден, что любой из цветов комнаты может быть отражен экраном и замешан в изображении как паразитная примесь. Окраска фронтальной стены, где закреплен экран, ровным, слегка поглощающим свет темно-серым тоном поможет ослабить влияние резких источников света позади зрителя. «Это поможет, что называется, определить картинку», - уточняет эксперт.

Что касается цвета стен, Blanchard считает: темные, не основные тона – лучшие, но известно, что большинство людей не любят красить комнаты мрачными оттенками, только для того, чтобы картинка была лучше. «Нужен компромисс», говорит он, и раз уж комната уже отделана, хорошая калибровка проектора может отчасти компенсировать множество проблем, связанных с цветом стен.

А что насчет цвета потолка? Обычно все отмахиваются от покраски потолков – стандартный белый, вот и весь арсенал домашних ноу-хау. В идеале, говорит Haas, - сплошной черный или серый – то, что надо. Многие кинотеатры используют затемненные акустические панели (фабричного покрытия) на потолках – как для гашения ревербераций, так и поглощения излишнего света одновременно.

Blanchard предполагает, что высококонтрастные экраны могут иногда компенсировать влияние стен, которые ярче оптимального. В частных кинотеатрах, особенно – построенных в цокольных этажах, люди более терпимы с традиционными темными тонами и темной драпировкой, но в мультимедийных или жилых комнатах потолки, как правило, выше и светлее, так что цвет потолка – не всегда проблемы. Одинаковая окраска стен и потолка или потолок светло-серого цвета – вполне адекватное решение.

Светоотражающие экраны также могут быть компенсаторами засветки от цветных стен, так как «съедают» отблески от стен тем же способом, что и внешнее освещение. Плюс, их узкие углы обзора частично блокируют паразитную засветку от стен.

Если Вы действительно хотите добавить светлых тонов в комнату и без вреда для картинки, Blanchard советует использовать решения типа стенных панно, ковров и других искусственных украшений с привлекательным рисунком. Важно, что это делает комнату уютной и обжитой.

Управление светом

Комнаты должны быть освещены, верно? Планирование количества света и размещения его источников — известная проблема для мультимедийных комнат.

Аксиома в том, чтобы распределить потоки стороннего света вне пределов экрана, а затем попытаться определить — сколько же Вам реально нужно освещения, чтобы жить в этой комнате согласно Вашим представлениям. В дорогих частных кинотеатрах устранение излишнего света — детская задачка: просто выключите лишнее и наслаждайтесь кино. Но в многофункциональной мультимедийной комнате с барной стойкой, бильярдом и другими чуждыми экрану объектами вспомогательное освещение становится полноправным актером кино-сцены.

Haas не подвергает сомнению, что источники комнатного освещения нужно держать как можно дальше от экрана, и уж ни в коем случае не направлять прямо на экран. Например, светильники, концентрирующие свет сверху в направлении зрителя, а не распределяющие его по комнате, позволяют создать комфортную атмосферу освещения, не «размывая» картинку на экране.

Blanchard подчеркивает, что эта зона — зона особого внимания, где грамотное управление освещением наиболее эффективно и крайне полезно. Он рекомендует создать световые «кластеры» — независимые участки освещения: так, чтобы область, критичная для экрана была затемнена, а другие «регионы», как то барная зона, не испытывали дефицита света.

Ограниченные конусы света для подсветки нужных участков комнаты (например, для игровых табло или бара), подобно потайным фонарикам воров, не нарушают правильную, в кинотеатральном смысле, световую картину комнаты и не воздействуют на экран.

В конечном счете, цель в том, чтобы создать домашнее кинотеатральное пространство, удовлетворяющее ведущим стандартам индустрии для Домашнего Кинотеатра. И цель в том, чтобы создать ДК, приносящий Вашей семье настоящее удовольствие, где электроника и дизайн работают поистине гармонично. Иногда нужно экспериментировать, комбинируя решения из разных областей, но результат того стоит.

Роль света и цвета: советы Stewart по совершенствованию Домашнего Кинотеатра

Согласно "Закону ФЗ-152" уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.